КОРПОРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
«ДЕБАТ-КЛУБА»
в рамках проекта ВРОО «АСТИ»
г. Владимир
2018 г.
Содержание
- Технология деловой игры «Дебаты»;
- Роли в дебатах;
- Процесс выступления;
- Решение судей;
- Критерии оценки;
- Форма проведения оценки.
2. Методика подготовки к дебатам;
- Создание композиции и текста выступления.
Технология деловой игры «Дебаты»
В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение, который является темой «игры» и определяет позиции двух соревнующихся команд.
Суть дебатов — убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Играют две команды: утверждающая и отрицающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов.
Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:
- четкость и конкретность формулировки;
- однозначность понимания;
- перспективность для обсуждения;
- значимость для игроков.
Тема дебатов определяется за неделю до проведения и публикуется в социальных сетях, мессенджерах и на сайте в календаре.
Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.
- Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
- Определение исходного тезиса дебатов.
3.Распределение по командам о и роли.
- Подготовка участников
- Распределение ролей внутри команд
6.Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, если игра в формате тренинга
- Инструктаж судей и разъяснение критериев оценки.
Роли в дебатах:
-спикеры – доказывают точку зрения команды и отвечают на вопросы
-эксперты или судьи – следят за регламентом и ставят оценки командам
-арбитр – комментирует происходящее, модерирует процесс игры, принимает решение в спорных моментах
В процессе выступлений все соблюдают регламент – 5 минут на выступление, в противном случае арбитр имеет право прервать выступающего;
Процесс выступления на дебатах:
Дебаты проводятся в 3 раунда.
1 раунд – раунд спикеров. Сначала выступают спикеры утверждающей, а затем отрицающей стороны. Время выступления – 5 минут.
2 раунд –вопросы. Раунд вопросов используется для разъяснения позиции, так и выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе раунда вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
3 раунд – реплика. После произнесения речей и вопросов все участники дебатов могут выступить еще один раз с репликой, т. е. с возражением на какое-либо заявление определенного участника. Содержанием реплики могут быть любые вопросы, являющиеся предметом дебатов. «Реплика» — слово латинского происхождения. Оно означает ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. В процессуальном смысле реплика означает ответ, возражение одной стороны на доводы и соображения другой стороны, в процессе дебатов. Реплика — это тоже речь. Но это речь особого рода, в которой одна сторона отвечает на речь другой стороны.
Следует помнить, что реплика не является ни повторением, ни продолжением основной речи. Она имеет вполне самостоятельное значение и должна быть только ответом на речь другой стороны. Длительность 30 секунд.
Решение судей.
После того, как судьи выслушают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).
Оратор (спикер или член команды) должен начинать свое выступление обращением к ведущему «Уважаемый арбитр…». Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Уважаемый (Уважаемая)…» или любую другую вежливую форму.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса.
Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты характера каждого или в иной игровой форме на усмотрение арбитра.
- в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Критерии оценки:
Данные критерии оценки несут в себе две основные функции:
-удобство обучения. Обучающийся должен четко понимать, каким критериям должна соответствовать его речь;
-удобство оценки. Дает системность и доверие со стороны слушателей.
1.Адекватность применяемого эмоционального состояния от 1 до 10.
2.Адекватность применяемых приемов.
3. Адекватность реакции на новые вводные (вопросы).
4.Адекватность собственных вводных (вопросы).
5. Адекватность поставленных целей (сформированного образа).
6. Четкость изложения информации.
7. Композиция выступления.
8. Владение голосом, жестами и телом.
Форма проведения оценки:
№ раунда | Пометки | Критерии |
1 | —
— — —
|
1
2
3
4
5
6
7
8 |
2 | —
— — —
|
|
3 | —
— — — |
Судьи руководствуются критериями оценки, а зрители голосуют личным мнением и их должно быть не менее 10 человек.
Методика подготовки к дебатам.
- Ответить на вопрос – зачем Вы идете на дебаты, каков Ваш имидж.
- Сформировать цель – как аудитория должна Вас воспринимать.
- Изучение темы.
При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Поэтому информационный поиск является очень важным этапом работы над темой. Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках, классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму.
Создание композиции и текста выступления.
В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы:
— почему мы соглашаемся с темой? — какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? — какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести? — какие вопросы возникают в связи с этой темой? — каковы могут быть опровергающие аргументы?
Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств. Термин “сюжет доказательств” означает блок доказательств утверждения/ отрицания.
Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму: — приветствие слушателей; — представление команды и самого себя; — выдвижение критерия; — аргументация; — заключение; — благодарность за внимание.
Продумать аргументы, примеры и факты.
Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора). Для создания аргумента тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается и резюмируется (делается заключение). Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль)-раскрытие, объяснение данной идеи- доказательство (обоснование и рассуждение на основе фактов): определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название — поддержки аргументов.
Для структуры очень важны ясность и обоснованность при представлении идей, это и заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение (тезис).
В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть: а) достоверными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными дня тезиса. При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки.
Репетиция выступления. Необходимо отрепетировать и проверить сове выступление. Это важно для достижения поставленной цели.
Процедура выступления по правилам, которые оговорены технологией проведения дебатов.
Анализ. Анализ можно проводить исходя из оценок, которые выставили судьи по критериям оценки. Насколько выступление соответствовало критериям и насколько вы достигли поставленных целей.
Корректировка. После анализа необходимо произвести корректировку своего выступления и учесть все ошибки при последующей подготовке к дебатам. Без этого пункта вы будете стоять на месте в своем развитии.